В прокуратуру района обратился глава крестьянско-фермерского хозяйства по вопросу нарушения его гражданских прав как собственника земельного участка. Из обращения следовало, что на принадлежащем ему земельном участке без его согласия были возведены железобетонные опоры линии электропередач.
По данному факту прокуратурой была проведена проверка, в ходе которой доводы заявителя о незаконном занятии его земельного участка подтвердились.
Было установлено, что энергоснабжающей организацией был заключен договор подряда на строительство высоковольтной линии электропередач. Строительство осуществлялось подрядной организацией якобы на основании Акта о выборе земельного участка для строительства, выданного администрацией Навашинского муниципального района. При этом подрядной организацией не было учтено, что процедура предоставления земельного участка не была завершена, т.е. строительство было произведено преждевременно и с нарушением норм действующего законодательства.
Так, в соответствии со ст.31 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 года) орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта обеспечивает выбор земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования. Собственники смежных земельных участков, интересы которых могут быть затронуты, должны быть извещены о предстоящем предоставлении земли, при этом варианты размещения предоставляемого участка должны быть с ними согласованы.
Результаты выбора земельного участка должны были быть оформлены актом о выборе земельного участка для строительства. При этом орган местного самоуправления должен был принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, копия которого должна была быть выдана заявителю.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии со ст.32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления границ земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. После чего участок может использоваться по назначению.
В ходе проверки было установлено, что органом местного самоуправления - администрацией Навашинского муниципального района решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства линии электропередач, не принималось. Соответственно земельный участок для строительства ни энергоснабжаюшей, ни подрядной организациям не предоставлялся.
Поэтому по результатам проверки был сделан вывод о том, что земельный участок, принадлежащий индивидуальному предпринимателю на праве собственности, был занят подрядчиком самовольно, без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, чем были нарушены права собственника.
Ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, предусмотрена ст.7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Поэтому прокурором в отношении подрядной организации, не оформившей в установленном порядке необходимые правоустанавливающие документы, было возбуждено административное производства по указанной статье КоАП РФ. Материал направлен для рассмотрения в Управление Росреестра по Нижегородской области. Организации может быть назначен административный штраф от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Представитель подрядной организации согласился с выявленными нарушениями, после внесения в адрес руководителя юридического лица представления об устранении нарушений требований законодательства обязались убрать железобетонные опоры с земельного участка заявителя.